Дело Европейского суда C-440 - Азартные игры онлайн - Отчет о слушании, подготовленный адвокатом Иштваном Кокроном, бакалавром права
Люксембург, Мюнхен, 9 апреля 2025 г.
Европейский суд сегодня рассмотрел дело, которое может иметь далеко идущие последствия для возмещения убытков от азартных игр в секторе онлайн-гемблинга. Истцом является адвокат Фолькер Рамге, который приобрел иски игрока против мальтийского оператора азартных игр.
Центральный вопрос: допустимо ли погашение, несмотря на мальтийскую лицензию?
Рамге опирается на устоявшуюся судебную практику Федерального суда: решающим фактором является наличие у провайдера немецкой лицензии, что, несомненно, не относится к рассматриваемым онлайн-играм казино и вторичным лотереям. Раздел 4, параграф 4 GlüStV запрещал онлайн-игры казино в течение соответствующего периода. В отличие от ставок на спорт, здесь не применялось экспериментальное положение. Истец утверждает, что защита игроков является проблемой, а усилия по получению лицензии не имеют значения. Без немецкого разрешения предложение является незаконным в Германии, что приводит к возмещению убытков.
Адвокат Карпенштейн защищает бизнес-модель провайдеров и нападает
Напротив, адвокат Карпенштейн, представляющий провайдеров, яростно утверждает, что защита игроков — это всего лишь предлог. Напротив, судебные иски были инициированы спонсорами судебных разбирательств и не служат интересам игроков. Кроме того, Государственный договор об азартных играх не предусматривает возврата средств. Карпенштейн подчеркивает, что отсутствие доступа к немецкой лицензии нельзя возлагать на провайдеров: в Германии — за пределами Шлезвиг-Гольштейна — до середины 2021 года просто не было лицензии на онлайн-слоты. Кроме того, вторичные лотереи молчаливо терпели в течение многих лет. Поэтому требования о возврате средств не имеют под собой оснований в соответствии с законодательством ЕС.
Мальта:
Восстановление подрывает внутренний рынок и ставит под угрозу защиту игроков
Республика Мальта фундаментально критикует эту процедуру, утверждая, что государство-член не может вмешиваться в правила азартных игр другого государства. На Мальте действуют всеобъемлющие правила защиты игроков — ежегодно поступают тысячи запросов на блокировку, в том числе от немецких игроков. Неоправданно клеймить мальтийских провайдеров как «незаконных» по всем направлениям. Более того, Германия с удовольствием эксплуатирует налоговые поступления от азартных игр, одновременно допуская гражданские иски о возврате средств.
Бельгия: вторичные лотереи как особо рискованные «паразитические» ставки
Бельгия поддерживает Германию в переговорах – по крайней мере, в отношении вторичных лотерей. Они утверждают, что они не сопоставимы с государственными лотереями ни с точки зрения надзора, ни с точки зрения платежеспособности. Азартные игры могут быть ограничены на национальном уровне, если они служат общему благу. Долги чести, такие как те, что поднял Карпенштейн, не имеют значения в соответствии с гражданским правом.
Европейская Комиссия
Представитель Европейской комиссии считает, что положение о защите от принудительного исполнения для мальтийской игорной индустрии (законопроект 55) противоречит законодательству ЕС. Этот вопрос тогда пришлось бы рассмотреть попутно, если бы законопроект 55 также был применим к вышеупомянутому предварительному судебному разбирательству. Затем представитель Мальты заявил Европейскому суду: «Мы предполагаем, что мальтийские положения законопроекта 55 не применяются к настоящему разбирательству». Представитель Европейской комиссии далее пояснил, что защита игроков важна в ЕС и что иногда игроков необходимо защищать от самих себя.
Спор о юрисдикции и оценке в соответствии с законодательством Союза
Ключевым моментом обсуждения стала юрисдикция мальтийских судов. Могут ли они вообще рассматривать совместимость немецких положений с законодательством ЕС без участия Германии в разбирательстве? Правительство Германии пожаловалось, что оно не было проинформировано о разбирательстве и поэтому не могло представить свою точку зрения. Однако Комиссия указывает на системный характер Регламента Рим I: национальный суд может — соблюдая требования законодательства ЕС — применять иностранное законодательство и, при необходимости, проверять его соответствие законодательству ЕС.
Заключение: Право на взыскание находится под пристальным вниманием в соответствии с законодательством ЕС
Ожидается, что заключение Генерального адвоката будет опубликовано 10 июля 2025 года.
Решающим фактором теперь будет то, сочтет ли Европейский суд немецкий механизм взыскания совместимым со свободой предоставления услуг в соответствии со статьей 56 ДФЕС, или же он защищает поставщиков из Мальты (и других стран ЕС).
Дополнительная информация по делу: Адвокат Cocron GmbH & Co. KG, адвокат Иштван Кокрон, BA, Max-Weber-Platz 10, 81675 Мюнхен, www.ra-cocron.de
ECJ Case C-440 - Online Gambling - A hearing report by lawyer István Cocron, BA
Luxembourg, Munich, April 9th, 2025
The European Court of Justice heard a case today that could have far-reaching consequences for the recovery of gambling losses in the online gambling sector. The plaintiff is attorney Volker Ramge, who acquired a player's claims against a Maltese gambling operator.
Central issue: Is repayment permissible despite a Maltese license?
Ramge relies on the established case law of the Federal Court of Justice: The decisive factor is whether the provider had a German license – which was undisputedly not the case with the online casino games and secondary lotteries in question. Section 4 Paragraph 4 of the GlüStV prohibited online casino games during the relevant period. Unlike with sports betting, no experimental clause applied here. The plaintiff argues that player protection is a concern – and that the effort to obtain a license is irrelevant. Without German permission, the offer is illegal in Germany – with the consequence that losses are reclaimable.
Attorney Karpenstein defends the providers’ business model – and attacks
In contrast, attorney Karpenstein – representing the providers – vehemently argues that player protection is merely a pretext. Rather, the lawsuits were initiated by litigation funders and do not serve the interests of the players. Furthermore, the State Treaty on Gambling does not provide for repayment. Karpenstein emphasizes that the lack of access to a German license cannot be blamed on the providers: In Germany – outside of Schleswig-Holstein – there was simply no license available for online slot games until mid-2021. Furthermore, secondary lotteries have been tacitly tolerated for years. The repayment claims therefore lack a basis under EU law.
Malta:
Recovery undermines the internal market and endangers player protection
The Republic of Malta fundamentally criticizes the procedure, arguing that a member state may not interfere in the gambling regulations of another. Malta maintains comprehensive regulations for player protection – with thousands of blocking requests annually, including from German players. It is unjustified to brand Maltese providers as "illegal" across the board. Furthermore, Germany is happy to exploit tax revenues from gambling while simultaneously allowing civil claims for repayment.
Belgium: Secondary lotteries as particularly risky "parasitic" bets
Belgium is backing Germany in the negotiations – at least with regard to secondary lotteries. They argue that these are not comparable to state lotteries, neither in terms of supervision nor solvency. Gambling may be restricted nationally if it serves the common good. Debts of honor, such as those raised by Karpenstein, are irrelevant under civil law.
European Commission
The representative of the European Commission considers the enforcement protection regulation for the Maltese gambling industry (Bill 55) to be contrary to EU law. This question would then have to be examined incidentally if Bill 55 were also applicable to the aforementioned preliminary ruling proceedings. The representative of Malta then stated to the ECJ: "We assume that the Maltese provisions of Bill 55 do not apply to the present proceedings." The representative of the European Commission further explained that player protection is important in the EU and that players sometimes need to be protected from themselves.
Dispute over jurisdiction and assessment under Union law
A key point of discussion concerned the jurisdiction of the Maltese courts. Can they even examine the compatibility of German provisions with EU law without Germany being involved in the proceedings? The German government complained that it had not been informed about the proceedings and therefore could not present its perspective. However, the Commission points to the systematic nature of the Rome I Regulation: A national court can – while observing the requirements of EU law – apply foreign law and, if necessary, examine its conformity with EU law.
Conclusion: Right of recovery under scrutiny under EU law
The Advocate General’s Opinion is expected on 10 July 2025.
The decisive factor now will be whether the ECJ considers the German recovery mechanism to be compatible with the freedom to provide services under Article 56 TFEU – or whether it protects the providers from Malta (and other EU countries).
Further information on the case: Attorney Cocron GmbH & Co. KG, Attorney István Cocron, BA, Max-Weber-Platz 10, 81675 Munich, www.ra-cocron.de
EuGH-Verfahren C-440 - Online Glücksspiel - Ein Terminsbericht von Rechtsanwalt István Cocron, B.A.
Luxembourg, München, den 09.04.2025
Am Europäischen Gerichtshof wurde heute ein Verfahren verhandelt, das weitreichende Konsequenzen für die Rückforderung von Spielverlusten im Online-Glücksspielbereich haben könnte. Kläger ist Rechtsanwalt Volker Ramge, der Forderungen eines Spielers gegen einen maltesischen Glücksspielanbieter erworben hat.
Zentrale Streitfrage: Rückforderung trotz maltesischer Lizenz zulässig?
Ramge beruft sich auf die gefestigte Rechtsprechung des BGH: Maßgeblich sei, ob der Anbieter über eine deutsche Lizenz verfügte – was bei den beklagten Online-Casinospielen und Zweitlotterien unstreitig nicht der Fall war. § 4 Abs. 4 GlüStV untersagte Online-Casinospiele im relevanten Zeitraum. Anders als bei Sportwetten galt hier keine Experimentierklausel. Der Kläger argumentiert mit dem Spielerschutz – und damit, dass es auf ein Bemühen um eine Lizenz gar nicht ankomme. Ohne deutsche Erlaubnis sei das Angebot in Deutschland illegal – mit der Folge, dass Verluste rückforderbar seien.
RA Karpenstein verteidigt das Geschäftsmodell der Anbieter – und greift an
Demgegenüber trägt Rechtsanwalt Karpenstein – auf Seiten der Anbieter – vehement vor, dass Spielerschutz nur vorgeschoben sei. Die Klagen seien vielmehr von Prozessfinanzierern initiiert und würden nicht den Interessen der Spieler dienen. Auch sei die Rückforderung im Glücksspielstaatsvertrag nicht vorgesehen. Karpenstein betont, dass der fehlende Zugang zu einer deutschen Lizenz nicht den Anbietern angelastet werden könne: In Deutschland war – außerhalb von Schleswig-Holstein – bis Mitte 2021 schlicht keine Lizenz für Online-Automatenspiele erhältlich. Zweitlotterien seien überdies seit Jahren stillschweigend geduldet worden. Die Rückforderungsansprüche entbehrten daher der unionsrechtlichen Grundlage.
Malta:
Rückforderung untergräbt Binnenmarkt und gefährdet Spielerschutz
Die Republik Malta kritisiert das Verfahren grundsätzlich: Ein Mitgliedstaat dürfe nicht in die Glücksspielregulierung eines anderen eingreifen. In Malta bestünden umfassende Regelungen zum Spielerschutz – mit jährlich tausenden Sperranträgen, auch von deutschen Spielern. Es sei nicht gerechtfertigt, Anbieter aus Malta pauschal als „illegal" zu brandmarken. Zudem nutze Deutschland gerne die Steuereinnahmen aus dem Glücksspiel, während gleichzeitig zivilrechtliche Rückforderungen zugelassen würden.
Belgien: Zweitlotterien als besonders riskante „parasitäre" Wetten
Belgien stellt sich in der Verhandlung hinter Deutschland – zumindest was die Zweitlotterien betrifft. Diese seien nicht mit staatlichen Lotterien vergleichbar, weder in Bezug auf Aufsicht noch Zahlungsfähigkeit. Glücksspiel dürfe national beschränkt werden, wenn es dem Gemeinwohl dient. Ehrenschulden, wie sie Karpenstein ins Spiel bringt, seien zivilrechtlich irrelevant.
Europäische Kommission
Die Vertreterin der Europäischen Kommission hält die Vollstreckungsschutzregelung für die Maltesische Glücksspielindustrie (Bill55) wohl für unionsrechtswidrig. Diese Frage müsste dann inzident geprüft werden, falls Bill55 auch auf das vorgenannte Vorlageverfahren anwendbar wäre. Daraufhin erklärte der Vertreter Maltas gegenüber dem EuGH: „Wir gehen davon aus, dass die maltesischen Regelungen der „Bill55" auf das vorliegende Verfahren keine Anwendung finden." Die Vertreterin der Europäischen Kommission führte weiter aus, dass Spielerschutz in der EU wichtig sei und Spieler manchmal eben auch vor sich selbst geschützt werden müssten.
Streit über die Zuständigkeit und die unionsrechtliche Bewertung
Ein wesentlicher Verhandlungspunkt betraf die Zuständigkeit der maltesischen Gerichte. Können diese überhaupt die Vereinbarkeit deutscher Vorschriften mit dem Unionsrecht prüfen, ohne dass Deutschland in das Verfahren eingebunden ist? Die Bundesregierung bemängelte, dass sie über das Verfahren nicht informiert worden sei und daher ihre Sichtweise nicht einbringen konnte. Die Kommission verweist jedoch auf die Systematik der Rom-I-VO: Ein nationales Gericht kann – unter Beachtung der unionsrechtlichen Vorgaben – ausländisches Recht anwenden und ggf. die unionsrechtliche Konformität prüfen.
Fazit: Rückforderungsrecht auf dem unionsrechtlichen Prüfstand
Die Schlussanträge des Generalanwalts werden für den 10. Juli 2025 erwartet.
Entscheidend wird nun sein, ob der EuGH den deutschen Rückforderungsmechanismus mit der Dienstleistungsfreiheit nach Art. 56 AEUV für vereinbar hält – oder ob er die Anbieter aus Malta (und anderen EU-Staaten) in Schutz nimmt.
Weitere Informationen zum Fall: Rechtsanwalt Cocron GmbH & Co. KG, Rechtsanwalt István Cocron, B.A., Max-Weber-Platz 10, 81675 München, www.ra-cocron.de
Автоматический перевод: